Интервью для ведущего экономического издания Индии The Economic Times

Вторник, 13 марта 2018

Сегодня Госкорпорация «Росатом» является мировым технологическим лидером в области решений для энергетики и приоритетным партнером для зарубежных стран и бизнес сообществ при реализации задач по развитию мирного использования атомной энергии. Безопасность – одна из основных ценностей Росатома, и над ее обеспечением работают многие предприятия атомной отрасли. Но их работа была бы не возможна без специального оборудования – детекторов, приборов и систем измеряющих и контролирующих радиационные параметры ядерных технологий. Одним из предприятий, специализирующемся на решении задачи приборного обеспечения объектов использования атомной энергии является Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения (СНИИП) – институт, уже более полувека разрабатывающий и выпускающий приборы и системы, надежно обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность в течение десятилетий на всех атомных объектах - от флота до атомных станций. О стратегии института, новых разработках и участии в проектах Южной Азии нам рассказал коммерческий директор СНИИП Кирилл Кривошеев.

- Кирилл Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях деятельности предприятия

- Наш институт основан 65 лет назад по инициативе выдающегося ученого в области ядерной физики Игоря Васильевича Курчатова. Одной из целей создания института было приборное обеспечение безопасного обращения с атомной энергией, связанного с контролем ионизирующих излучений. Когда Советский Союз начал реализовывать атомный проект, ученые столкнулись с этой проблемой, и, как следствие, было принято решение о создании специального института. Главной задачей СНИИП стало создание научной и производственной базы ядерного приборостроения. Приборы для измерения ионизирующих излучений являются ключевым инструментом для исследований в области ядерной физики и обеспечения безопасности ядерных технологий. 

Поэтому основное направление деятельности СНИИП – это научные исследования в области измерений ионизирующего излучения, разработка новых приборов и систем, использующих новейшие достижения физики твердого тела, микроэлектроники, вычислительных технологий, нано технологий, позволяющих надежно контролировать безопасность технологических процессов и персонала. Все, что создавалось в стране в этой сфере, было связано с нашим институтом, все, без исключения атомные объекты оборудованы нашими приборами и системами. Везде, где используется атомная энергия, стоят приборы СНИИП, если заглянуть в историю – это и первая в мире АЭС, и первая атомная подводная лодка, даже на втором космическом спутнике стояло наше оборудование. Сегодня наше оборудование работает на Международной космической станции, позволяя ученым реализовывать новые методы изучения воздействие космического излучения на организм человека, в том числе и с целью разработки научно обоснованных программ длительного пребывания людей в космосе.

 - История впечатляет. Что сегодня в фокусе развития компании?

 - В настоящее время мы активно развиваем наши традиционные компетенции в области приборов и методов измерений ионизирующих излучений, поскольку требуется создание новых высокоинформативных измерительных систем и, в первую очередь, для нового проекта АЭС с ВВЭР ТОИ. 

У нас есть полный производственный цикл создания аппаратуры: научные исследования, разработка, производство, метрология, испытательная база, сервисные работы – это все мы делаем от начала и до конца.  В первую очередь, мы реализуем те проекты, которые для нас принципиально важны – переоснащение производственных мощностей, расширение научно-исследовательской базы для работ. Такие возможности у нас появились благодаря тому, что за последние 5 лет у нас в 10 раз выросла выручка и в 12 раз производительность. В частности, на производстве мы сделали ставку на высокопроизводительное оборудование с максимальной автоматизацией на всех этапах технологического процесса создания приборов. При этом вопросы экологии и безопасности для нас приоритетны.

Большую работу проводим по развитию направления, связанного с созданием систем контроля и управления реакторными установками, которые являются ключевым инструментом в обеспечении и радиационной безопасности реакторов – в этом направлении нужны новые разработки и мы их реализуем. Мы участвуем во всех профильных проектах, реализуемых Росатомом.

- Есть ли у вашей компании действующие контракты по поставке оборудования на АЭС «Куданкулам» и АЭС «Руппур» в Индии и Бангладеш соответственно. Что это за оборудование?

- Да, у нас есть действующие контракты на поставку оборудования для второй очереди строительства АЭС «Куданкулам». В состав поставки войдут подсистемы АСУ ТП: аппаратура системы управления и защиты (АСУЗ), комплекс электрооборудования систем управления и защиты реактора (КЭ СУЗ) и программно-технический комплекс управляющей системы безопасности по технологическим параметрам (ПТК УСБТ). Это подсистемы АСУ ТП и они необходимы для надежного функционирования станции. Отмечу, что комплектным поставщиком АСУ ТП Росатома выступает компания РАСУ (прим. РАСУ – Русатом автоматизированные системы управления), с которой мы работаем в партнерстве. Это большой объем контрактов, оборудование по ним будет поставлено в 2019 и 2021 гг. Дополнительно СНИИП поставит оборудование системы внутриреакторного контроля и системы комплексного анализа (СВРК и СКА) и системы оперативной диагностики из состава системы контроля, управления и диагностики реакторной установкой (СКУД). На первой очереди уже эксплуатируется аналогичная система, мы имеем сервисные контракты и выполняем по ним гарантийный и постгарантийный сервис.

- Расскажите, пожалуйста, как работает данное оборудование и какую роль оно играет в безопасности АЭС?

- Системы, входящие в СКУД, осуществляют контроль за физическими процессами, происходящими в реакторе, и контроль за целостностью оборудования и трубопроводов реакторной установки. Также производится контроль остаточного ресурса оборудования реакторной установки.

Системы из состава СКУД, которые стоят на первой очереди, работают в штатном режиме без нареканий со стороны заказчика. В периоды проведения планово-предупредительного ремонта осуществляется сервисное обслуживание систем, что гарантирует безотказную работу до модернизации.

- Обсуждаются ли в настоящий момент новые контракты для АЭС в Индии и Бангладеш? О каком оборудовании идет речь?

- Мы готовимся к участию в тендере на поставку автоматизированный системы радиационного контроля (АСРК) для второй очереди АЭС «Куданкулам». Этот тендер организован индийской стороной, и свой пакет конкурсной документации мы готовим. Что касается АЭС «Руппур» в Бангладеш, то в текущем году мы надеемся подписать контракты на поставку полного объема АСРК. Это для нас ключевой продукт и мы будем стремиться к тому, чтобы получить эти референции. Объем оборудования АСРК будут не меньше, чем для второй очереди АЭС «Куданкулам». Соответствующее предложение мы направили на предконтрактной стадии в РАСУ.

- Россия и Индия обсуждают локализацию оборудования для АЭС. Есть ли у СНИИП системы, производство которых можно наладить в Индии?

- Мы понимаем всю важность процесса по организации локализации нашего оборудования в Индии. В связи с этим нами были проведены ряд встреч как с представителями NPCIL, так и самой станцией по данному вопросу. В настоящий момент мы рассматриваем возможность локализации производства оборудования радиационного контроля и представили свои предложения. С этой целью сейчас выстраиваем процесс кооперации и призываем к сотрудничеству проектные институты Азии. Мы также подтвердили индийским коллегам возможность частичного изготовления оборудования на индийских предприятиях для реализации ближайших совместных проектов. Считаем, что глубина локализации может увеличиваться от проекта к проекту. Есть большая вероятность, что часть оборудования радиационного контроля для второй очереди АЭС «Куданкулам» будет изготовлено в Индии.

- Можно ли с уверенностью сказать, что современные системы АЭС доведены до такого уровня автоматизации, который обеспечивает ее полную безопасность?

- Как вы знаете, недавно произошел физический пуск первого энергоблока Ленинградской АЭС-2. Это новый уникальный российский проект – реактор ВВЭР-1200, поколения 3+. Нормы безопасности этого типа реактора разработаны с учетом «постфукусимских требований». Были пересмотрены и ужесточены стандарты, правила и нормы к работе эксплуатируемого оборудования. Поэтому мы можем с уверенность говорить, что Россия предлагает на зарубежный рынок максимально безопасный продукт с точки зрения эксплуатации и надежности.

Что касается радиационного контроля на ядерных объектах, то системы также претерпели изменения в подходе к обеспечению безопасности. На этом рынке мы работаем с 1952 года, и, действительно, поменялись структурные схемы и степень автоматизации объектов. Сегодня информация с наших приборов передается в автоматизированном режиме в реальном времени. Операторы контролируют ситуацию на автоматизированных рабочих местах в онлайн режиме. Также сегодня мы предлагаем сервис, позволяющий наблюдать и оценивать параметры с системы радиационного контроля посредством любого портативного устройства, будь то планшет, ноутбук, мобильный телефон или другое средство связи. Речь идет о нашем новом продукте – системе экологического мониторинга.

- Расскажите подробнее о системе экомониторинга. В чем её новизна и каковы технические возможности?

- Система экологического мониторинга – понятие широкое. Во-первых, это экологическая безопасность населения. Под экологией понимается большой набор параметров, которые позволяют нам давать оценку безопасности ситуации, объектов эксплуатации, безопасности того или иного действия. Наша система экологического мониторинга является масштабируемой - включающей совокупность контролируемых параметров разного направления. А ее «сердце» - традиционные системы радиационного контроля. Мы делаем заключение, насколько радиационно безопасна та или иная среда, и насколько безопасно в ней находиться человеку. Если вы зайдете в любой банк, вы всегда увидите на кассе у кассира дозиметр, который измеряет уровень радиации. Любой значимый объект – здание, место массового скопления людей – всегда комплектуется устройством радиационного контроля. Наша система является масштабируемой, то есть мы можем осуществлять контроль параметров, как одного помещения, так и целого завода площадью в несколько гектар. Для нашей системы, с учетом сегодняшней ситуации, интернета, линий связи - не существует расстояний, мы можем поставить точки контроля по всему миру, дать планшет руководителю, и он будет видеть ситуацию в любой из этих точек.

Если говорить предметно, система экологического мониторинга позволяет контролировать:

1) радиционные параметры; 2) химический анализ атмосферного воздуха и водных сред, включая естественные водоемы; 3) радиационно-химический состав почвы, 4) атмосферные осадки, направление ветра и т.д., 5) комплексное состояние окружающей среды вокруг какого-либо объекта, 6) экологическую обстановку на самом объекте.

Отдельно бы я выделил – систему принятия решений, которая входит в систему экологического мониторинга. Пользователь автоматически получает от системы набор инструкций и документов, которые тут же распечатываются – их останется только подписать «живой» подписью, например, об эвакуации людей. Также у нас в состав системы входят программные средства контроля ошибок, обнаружения и нейтрализации единичных отказов оборудования, выявления тенденций перехода от нормальной обстановки к предаварийной или аварийной.

Технологически система разделена на нижний, средний и верхний уровни. Нижний: датчики/сенсоры, которые подразделяются на датчики химического контроля, включая анализаторы состава атмосферного воздуха, почвы, водных сред. В зависимости от конкретных требований и условий эксплуатации мы оснащаем данные системы или «интеллектуальными» датчиками или датчиками которые формируют электрический сигнал, параметры которого в последующем преобразовываются в цифровой код. Такое преобразование выполняет средний уровень системы. Как правило, мы применяем «интеллектуальные» датчики, в которые встраиваются микроконтроллеры, и на выходе мы уже сразу получаем цифровой код. Дальше этот цифровой код, поступает на устройство верхнего уровня, как правило, это рабочее место, обычный офисный компьютер.

Наша разработка может быть также востребована в качестве эффективного инженерного инструмента предотвращения террористической угрозы. Чтобы террорист не пронес пузырек с опасным химически-активным веществом в места массового скопления людей и не применил его, мы на входе ставим датчики химического контроля. Такие же датчики по химическому, радиационному и другим типам контроля мы можем установить на эстакадах и мостах для обеспечения удаленного мониторинга обстановки. На опасных производственных предприятиях можно интегрировать систему датчиков контроля состава почвы, воды, воздуха, осадков. На картах предприятия мы определяем точки контроля и устанавливаем оборудование. Система занимает достаточно мало места, защищена и безопасна.

- Есть ли у СНИИП решения в других областях энергетики, кроме атомной? Если да, то с каким оборудованием вы планируете выходить на рынок Южной Азии?

- У нас есть предложения по отдельным продуктам, которые могут быть интересны как в нефтегазовой сфере, так и в тепловой энергетике. Пока с этими продуктами мы выходим на российский рынок в программах по импортозамещению. Уже получили положительный отклик от крупных нефтяных предприятий России. Для их задач мы разрабатываем отдельные технические решения и, я думаю, что после их успешного применения в Российской Федерации, мы сможем предлагать их на зарубежный рынок, включая Южную Азию.